Как швейная фабрика стала оборонным предприятием

В 2020 году отмечается особенная дата – 75 лет с начала Великой Отечественной войны. Бесспорно, 22 июня 1941 года – один из самых трагических дней в истории нашей страны, день начала борьбы советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Однако, несмотря на страшные последствия, война стала тем катализатором, благодаря которому ивановская фабрика «Ивгосшвей» превратилась в оборонное предприятие с собственными парашютными разработками.

Изменения начались в июле 1941-го, когда решением Совнаркома СССР ивановская швейная фабрика была преобразована в парашютный завод № 3. При заводе было создано военное представительство, как и на других оборонных предприятиях Советского Союза.

К началу Великой Отечественной войны людские парашюты в Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) делили на «спасательные», «боевые» и «тренировочные». «Боевые» парашюты были предназначены для воздушно-десантных войск РККА. При внешней неброскости именно «боевой» (в современной терминологии — «десантный») парашют определяет возможности десантирования бойцов.

Парашютная система ПД-41
Парашютная система ПД-41
Схема парашюта для световых бомб САБ-15
Схема парашюта для световых бомб САБ-15

На фабрику были переведены вместе с оборудованием 150 специалистов и рабочих ремонтной базы автономного парашютного завода № 1 из города Тушино Московской области (сейчас Тушино входит в состав г. Москва). Со всей страны для завода № 3 поступило очень редкое импортное оборудование: тяжелые 4-х- и 2-х-игольные машины. Ивановский облисполком обязал директора завода товарища Равкина «немедленно приступить к переоборудованию цехов фабрики под производство парашютов и обеспечить к 1 сентября 1941 года выпуск первой пробной партии».

Основным десантным парашютом РККА к началу войны был ПД-6, созданный в 1936 году на парашютной фабрике № 1 в Тушино. ПД-6 выпускался крупной серией и был хорошо освоен в войсках. Парашют имел круглый (точнее — 28-угольный) перкалевый купол, продолговатый наспинный ранец и подвесную систему обхватов для крепления на парашютисте.

Данные облархива об усовершенствовании парашюта ПД-41
Данные облархива об усовершенствовании парашюта ПД-41

Уже в августе на завод поступили для срочного ремонта 12 тысяч парашютов разных конструкций. Кадровый голод, частые простои из-за нехватки текстильных материалов и металлических изделий тормозили работу. По решению городского комитета обороны ряд предприятий – завод «Ивторфмаш», механический завод, мастерская артель имени Молотова, а также ремесленные училища области – были обязаны изготавливать металлические изделия к парашютам для завода No 3. Антикоррозийное покрытие деталей (хромирование и цинкование) производилось на «Ивторфмаше» и Сосневской фабрике.

В переписке военного представителя Полосухина с Главным управлением ВВС Красной армии по вопросам освоения тканей для парашютов сообщается, что на 13 сентября 1941-го на Сосневской фабрике было изготовлено 4500 метров специального материала - авизента. Испытания дали удовлетворительные результаты по его физико-механическим показателям (крепость, вес, водонепроницаемость). На фабрике - БИМ и фабрике имени Зиновьева – осваивалось производство перкаля. Его было выработано 180 тысяч метров.

Парашют ПД-6
Парашют ПД-6


В отчетах Полосухина о подготовке к испытаниям парашютов в воздухе информировалось, что для этого привлекли опытных летчиков 2-й Ивановской высшей школы штурманов. Первоначально парашюты испытывались на ивановском аэродроме, затем в городе Тейково.

 
24 сентября начался массовый выпуск парашюта типа ПЛ-3М (парашют летчика). В 1942 году коллектив завода No 3 освоил наиболее трудоемкие типы парашютов: десантный ПД-41, парашют для осветительных бомб САБ-15, а также выпуск грузового ПД-ММ (парашютно-десантный мягкий мешок). Кроме того, производился ремонт многих главных типов парашютов с изготовлением для них основных частей.

Фото парашюта для световых бомб САБ-15
Фото парашюта для световых бомб САБ-15

Из-за дефицита металла специалисты парашютного завода No3 предложили свой вариант решения проблемы. Они модернизировали десантный парашют ПД-41, создав для него новую подвесную систему. Количество металлических деталей для ее создания сократилось, а динамическая нагрузка стала более равномерно распределяться по телу парашютиста при совершении прыжка.

Изначально парашют ПД-41 был разработан известным конструктором Н. А. Лобановым. Его работы по десантным парашютам были уже в 1941году удостоены Сталинской премии. ПД-41 допускал десантирование с высот от 300 ми выше при ручном раскрытии с помощью вытяжного кольца и от 150 м при принудительном. Его перкалевый купол имел форму квадрата со срезанными углами и 16 карманов по периметру нижней кромки купола. Срезанные углы служили направляющими полу каналами для выхода воздуха при спуске, что обеспечивало устойчивость парашюта. Карманы были предназначены для быстрого наполнения купола воздухом при раскрытии. Купол сшивали из восьми параллельных полотнищ, ширина которых равнялась ширине поставлявшейся на завод ткани — это упрощало и удешевляло производство в сравнении с круглым парашютом.

Парашют спасательный ПЛ-3М
Парашют спасательный ПЛ-3М

Для «обеспечения выполнения заданий правительства» приказом НКЛП СССР с 22 сентября 1942 года рабочий день на предприятии был увеличен на 2 часа. Также судя по количеству и характеру подписанных документов, сохранившихся в архиве, огромную роль в переводе швейной фабрики на производство парашютных систем сыграл главный инженер Михаил Иванович Миронов. 


За 1942 год было выпущено продукции на сумму более 47 тысяч рублей, годовой план был перевыполнен на 12 %. По ремонту парашютов годовой план был перевыполнен на 57%. Завод стал ежемесячно выполнять и перевыполнять производственный план с июля 1942 года после включения во Всесоюзное соцсоревнование предприятий. За это время заводу дважды присуждалась вторая премия НКЛП СССР и ВЦСПС.

Появившийся в 1943 году, в самый разгар войны, парашют ПД-42М получил квадратный купол той же формы и конструкции, как и у ПД-41, но с несколько иными размерами — в частности, более скошены углы квадрата. Купол сшивали из десяти полотнищ. Главным отличием стала разработанная конструкторами братьями Дорониными подвесная система с быстро открывающимся нагрудным замком системы ТП (Ткачева-Полачева). Парашюты ПД-42М серийно выпускали в 1943-1944 годах заводы No 1, No2, No 10.

Для поставок парашютов на фронт завод регулярно перевыполнял план
Для поставок парашютов на фронт завод регулярно перевыполнял план

Огромные объемы производства подтверждают архивные документы. Так, только во 2 квартале 1943 года было изготовлено:

  1. Парашюты спасательные ПЛ-3М – 2000 штук;
  2. Парашюты десантные ПД-41 – 2000 штук;
  3. Парашютно-десантные мягкие мешки ПД-ММ – 9000 штук;
  4. Парашюты осветительные САБ-50-15 – 2000 штук;
  5. Ремонт парашютов – 5 000 штук.

Также в 1943 году на завод поступило много немецких трофейных парашютов из Сталинграда. Согласно документам, сохранившимся в архиве Ивановской области, из-за нехватки парашютной техники все парашюты противника были успешно восстановлены и отправлены в десантные части Красной армии для использования по назначению. Кроме парашютов и теплой одежды для армии, в годы войны на заводе также производили и средства противохимической защиты.

Для обеспечения своевременного раскрытия парашюта в любых условиях и при любом состоянии парашютиста служили приборы автоматизации. Первым серийным автоматическим прибором для раскрытия парашюта на заданной высоте стал ППД-1 («парашютный прибор Дорониных») с часовым механизмом, также, разработанный братьями Дорониными в 1939 году. В 1943 году братья Доронины были удостоены Сталинской премии III степени «за создание новых типов парашютных приборов, нашедших широкое применение в воздушно-десантных операциях РККА»

Залог успешной работы предприятия – это люди
Залог успешной работы предприятия – это люди

На заводе существовало 13 фронтовых бригад, выполняющих свои задания на 20% выше установленной нормы. Для бойцов Красной Армии заводчанами собрано 179 подарков и 29057 рублей для закупки подарков. Для населения Калининской области (в настоящее время Тверская) собрано более 400 вещей, внесено в фонд обороны более 100 тысяч рублей. Эти данные говорят о самоотверженности сотрудников завода, об их желании сделать все для победы над фашистскими захватчиками и поддержать своих соотечественников в тяжелое время

Со всеми типами боевых, спасательных и тренировочных парашютов использовали запасной парашют ПЗ-41 с квадратным куполом и 20 карманами по периметру. ПЗ-41 не имел собственной подвесной системы, крепился спереди к подвесной системе основного парашюта. Масса парашюта ПД-41-1 вместе с ПЗ-41 составляла 21,4 кг. Раскрытие запасного парашюта — только ручное.

Сохранились многочисленные отчеты по соцсоревнованиям, приказы о премировании стахановцев за выполнение и перевыполнение производственного плана с указанием имен и размеров премий.

Безусловно, завод во время Великой Отечественной войны прошел непростой путь становления, переквалифицировался на выпуск парашютной техники, что помогло предприятию стать таким, какое оно есть сейчас – одним из лучших оборонных предприятий России.

Материал подготовлен по данным
Государственного архива Ивановской области.